Круглый стол в Госдуме по проблеме энергоэффективности

6 марта 2013 года в Государственной думе ФС РФ состоялся круглый стол, посвященный выработке стратегии дальнейшей реализации энергосберегающей политики. 
 6 марта 2013 года в Государственной Думе ФС РФ состоялся Круглый стол по теме: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Российской Федерации» который организовала и провела экспертная секция «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Консультативного Совета при председателе Комитета Государственной Думы РФ по энергетике.
 Открывая работу Круглого стола, Председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, Грачев Иван Дмитриевич, затронул вопросы по развитию законотворческой деятельности экспертной секции «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Российской Федерации», отметил основные недочеты в ФЗ-261 РФ:
узкая область применения;
декларативность (нет системы стимулирования энергосбережения);
нет четкой дифференциации. 
 На сегодняшний день рассматриваются поправки к Федеральному Закону №261, которые учитывают и разрешают вышеизложенные пункты.
 В своей оценке сложившейся ситуации, Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энергообеспечения, эффективности и энергосбережения Либет Анатолий Анатольевич, отметил, что Общественная Палата изначально, до принятия ФЗ-261, указывала принципиальные недостатки закона, так например, нельзя разделять энергетическое обследование и энергосервисные контракты. Сегодня уже пора переходить от простого энергоаудита к энергосбережению.
 Основным докладчиком был руководитель экспертной секции ««Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Российской Федерации», Заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Татарников Александр Викторович. В своем докладе Александр Викторович поделился с присутствующими проблемами, которые были выявлены в результате реализации программы по энергосбережению в г. Москве. Были выделены три группы участников: 1) потребители; 2) производители ресурсов; 3) те, кто определяют условия реализации данной программы. Описал основные связи между ними, в т.ч. и «конфликт» интересов между первыми двумя группами. По мнению Татарникова А.В., сегодня весьма актуально определение условий, которые будут заинтересовывать в энергоэффективности производителей и потребителей энергии. Это должны быть отдельные меры в силу естественного конфликта интересов. Энергосбережение должно включать в себя энергосервис, и нормы, реализующие данный механизм.
 С докладами выступили:
- Терентьев Дмитрий Михайлович, начальник отдела реализации государственной политики в области энергоаудита и энергосбережения, доклад «Государственная политика в сфере энергосбережения, результаты и планы»;
-Тихоненко Юрий Фёдорович о "Стимулировании потребителей к энергосбережению и повышению энергетической эффективности";
- Редько Иван Яковлевич, заместитель генерального директора ФГУП «ФЭСКО»- «Оценка и пути реализации потенциала возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на территории г. Москвы (включая вновь присоединенные территории) в целях доведения их доли в общей выработке энергии до 4,5 % к 2020 году»;
- Фролов Игорь Анатольевич, директор ГКУ «Энергетика», доклад о «Программах энергоэффективности ресурсоснабжающих организаций. Вопросы и пути развития»;
- Финик Станислав Николаевич, «Создание института операторов коммерческого учета (ОКУ)»;
- Джинчарадзе Александр Константинович, «Роль нормативно-технического обеспечения в области энергосбережения»;
- Туликов АлексеЙ Викторович, Руководитель департамента развития законодательства и механизмов финансирования ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, доклад "О перспективах развития законодательства в области государственной поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и многие другие.
- Шингаров Виктора Павловича о Программе комплексной модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры муниципальных образований Ульяновской области, реализуемой на основе самоокупаемых инвестиционных проектов.
- Байзаков Михаил Ефимович, вице-президент СРО НП ЭСМО, «Законодательные инициативы по поправкам в федеральное законодательство об энергосбережении»
Итогом обсуждение стало принятие резолюции с рекомендациями участников Круглого стола.
Резолюция круглого стола
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективностивности в Российской Федерации»
организованного экспертной секцией «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Консультативного Совета при председателе Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Грачёве И.Д.
(Государственная дума, Москва, улица Охотный Ряд, 1, зал № 83, 6 марта 2013 г.)
1. Опыт реализации № 261-ФЗ «О энергосбережении и повышении энергетической эффективности» устарели и требуют изменения в соответствии с полученной практикой реализации положений федерального закона и достижения целей энергетической эффективности.
2. Особое внимание в создании предложений по внесению поправок в действующие нормативные документы необходимо уделить созданию мотивации у потребителей участников энергетического рынка и стимуляцию у производителей в силу их естественного монополизма.
3. Ввести для мелких потребителей вместо энергетического обследования предоставление энергетической декларации.
4. Необходимо создать инвестиционный климат, в противном случае ожидает рост тарифов.
5. Рекомендации по развитию возобновляемой энергетики на территории Москвы:
рассматривать Новую Москву как площадку для внедрения и отработки инновационных технологий в области биоэнергетики и ВИЭ с последующим тиражированием положительного опыта в других регионах РФ;
оптимизировать схему размещения объектов малой мощности с учетом выполнения целевых показателей обозначенных в Распоряжении Правительства за №1-р от 08.01.09 г и Комплексной программой развития биотехнологий в РФ период до 2020 года;
обеспечить комплексное решение нормативно-правовых, электротехнических, экологических мер при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов малой распределенной и возобновляемой энергетики;
выполнить обоснование технико-экономической эффективности создания и функционирования объектов малой распределенной и возобновляемой энергетики на присоединенной территории в масштабах энергохозяйства города Москвы;
оптимизировать схему газо-тепло- электроснабжения города с учетом Дорожных карт по развитию Биоэнергетики и возобновляемой энергетики;
предложить площадки для проектирования, разработки инфраструктуры и СМР «Зеленых поселений» на территории Новой Москвы;
1. Для развития конкуренции на рынке поставки энергетических ресурсов необходимо создать условия предоставления гарантий для инвесторов в строительство новых объектов энергетической инфраструктуры, а именно: предоставление долгосрочного тарифа на не построенный объект энергетической инфраструктуры при достижении определенных условий по мощности и энергетической эффективности.
2. Усилить ответственность энергоснабжающих организаций в части обеспечения работоспособности приборов учета энергоресурсов и создание приоритета проведения расчетов с потребителями за поставленные ресурсы именно по показаниям приборов учета.
3. Способствовать созданию в крупных муниципальных образованиях непосредственно на потребительском энергорынке конкурентного рынка операторов коммерческого учета энергоресурсов.
4. Создавать условия реализации проектов внедрения централизованных систем автоматизированного сбора и обработки информации о потребленных энергоресурсах в рамках муниципальных образований.
10. Необходимо совершенствовать нормативные документы в части стимулирования развития рынка энергосервисных услуг и снижения рисков его участников.
11. Продолжить работу по координации взаимодействия экспертов КС Комитета по энергетике с экспертами и общественными советами министерств, Общественной Палаты РФ, РСПП, ТПП, партий, движений.
12. Рекомендовать Консультативному совету при председателе Комитета Государственной Думы РФ по энергетике проведение всероссийских конференций, круглых столов с участием экспертных секций не реже одного раза в квартал.
13. Согласиться с предложением руководства Экспертного совета Консультативного Совета  на необходимость усиления контроля за активизацией практической работы экспертных секций в плане законодательных инициатив и практических мероприятий.