Эксперты обсудили причины медленного развития энергосервиса
Энергосервисное обслуживание развивается пока недостаточно активно. По мнению участников "круглого стола" "Новые инструменты реализации энергоэффективности", причин несколько. Первая - экономия энергии у нас не в менталитете. Вторая - до недавнего времени существовал правовой провал для рачительного потребления света, воды, тепла, газа, и большинство организаций не успели перестроиться на режим экономии.
По словам главы отдела развития электроэнергетики департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности минэкономразвития Дмитрия Горевого, потенциал сбережения оценивается в 45%, или в 944 млн тонн условного топлива (т.у.т.), особенно в секторе ЖКХ (253 млн т.у.т.) и бюджетной сфере (80 млн т.у.т.). И одним из надежных способов экономии ресурсов служит как раз заключение энергосервисных контрактов.
Этот договор заключается отдельно от договоров на поставку энергоресурсов и предполагает, что исполнитель за свой счет проводит мероприятия по снижению энергопотребления зданий, сооружений, котельных, насосных станций, систем уличного освещения и др. Главным условием контракта является то, что весь проект, в том числе и закупка необходимого оборудования, финансируется энергосервисной компанией и находится на ее балансе в течение всего срока договора, а потом переходит к заказчику по остаточной стоимости.
Для оплаты услуг энергосервисной компании предприятию не потребуются лишние деньги - расчет идет постфактум из средств, сэкономленных благодаря меньшему потреблению ресурсов. В среднем оно снижается на 8-10% от базового. О том, что стоимостное выражение этой экономии может поразить воображение, свидетельствует пример одного автопроизводителя, чистая выгода которого через год после заключения контракта составила 300 млн руб. А казалось бы: заменили компрессорное оборудование для производства сжатого воздуха (20% электроэнергии сберегли) и внедрили устройства автоматики в системе отопления (экономия 17% тепла)...
Энергосервисных компаний в России пока немного. Большой потенциал экономии кроется в предприятиях бюджетной сферы. Но здесь есть одно но. Слабый стимул самих предприятий, не имеющих права распоряжаться сэкономленными деньгами. Допустим, директор сельской школы заключил энергосервисный договор, сэкономил, расплатился с подрядчиком, а оставшаяся половина суммы идет не в школу и даже не в муниципалитет, а в субъект РФ.
По мнению юриста CMSRussia Анастасии Прозоровой, для стимулирования этого вида бизнеса еще необходимо освободить предприятие-заказчик от уплаты налога на имущество в течение трех лет с даты постановки на учет энергоэффективных основных средств, дать инвестиционный налоговый кредит (до 30%), повышающий коэффициент к норме амортизации и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках. Последние, кстати, не стремятся кредитовать мероприятия по энергоэффективности, считая их сомнительными.